/ Статьи

«Нет лет», или многолетняя дружба физиков и лириков

Этой осенью одним из самых интересных культурных мероприятий для русскоязычных жителей и гостей Монреаля станет выступление легендарных Сергея и Татьяны Никитиных — любимых исполнителей четырёх поколений слушателей не только на территории постсоветского пространства, но и далеко за его пределами. При этом отличие нынешнего концерта под названием «Нет лет» от предыдущих (музыканты не первый раз приезжают в Монреаль) заключается в том, что публике предстоит встреча не с дуэтом, а с трио Никитиных: Сергеем, Татьяной и их сыном Александром.

Что было хорошего и плохого в СССР, а чего не было вообще (секса, как известно) — предмет дискуссий для историков и обывателей с замахом на много лет вперёд, но одно не вызывает сомнений: была в СССР хорошая музыка, была. Как правило, когда речь заходит об истоках творчества Никитиных, вспоминают плеяду шестидесятников, но сами исполнители с осторожностью относятся к такому определению в контексте собственного творчества. К шестидесятникам они примкнули уже на излёте десятилетия, а поэтому считают себя не создателями этой субкультуры в советском обществе, а скорее их убеждёнными последователями.
Дуэт Татьяны и Сергея Никитиных принято считать первым в истории авторской (бардовской) песни. Он успешно существует на протяжении 40 с лишним лет, будучи сформированным в 1974 г. из квинтета физического факультета МГУ под управлением Сергея Никитина, в котором пела и Татьяна Никитина (в девичестве Садыкова). С годами семейный дуэт Татьяны и Сергея Никитиных превратился в трио: время от времени с родителями выступает и сын Александр. Правда, в отличие от отца, играет он на шестиструнной гитаре, а не на семиструнной.
Сергей Никитин впервые взял гитару в руки в возрасте 15 лет, находясь под впечатлением от песен Булата Окуджавы. В дальнейшем никакого «официального» музыкального образования не получил, что не помешало ему стать одним из ведущих композиторов и исполнителей в своём жанре. Впрочем, прямая задача кафедры акустики на физфаке, где учился Сергей, — это подробное исследование звука, во многом сходное с изучением тонкостей музыкальных интонаций. Из этого можно заключить, что однажды физика и лирика судьбоносно пересеклись в дерзаниях Никитина.
Супруга Татьяна и сын Александр закончили Гнесинскую музыкальную школу.
GYe4cYFcq58
Если говорить о музыкальной составляющей творчества дуэта (будем в дальнейшем называть его так, держа в уме, что иногда это трио), то диапазон её необычайно разнообразен: лирические песни («Под музыку Вивальди»), драматические («Переведи меня через майдан»), шуточные («Было у тёщеньки семеро зятьев»), сатирические («Великие истины»), песни-образы («Сон об уходящем поезде»), исторические (цикл на стихи Давида Самойлова), детские, гусарские — и это отнюдь не полный тематический список. Что касается жанрового разнообразия, то тут преобладают вальсы, но при этом любой ценитель творчества музыкантов легко вспомнит танго, марши, польки, фокстрот.

В общей сложности Сергеем Никитиным написано более 400 песен, вошедших в классику русской советской и постсоветской бардовской песни. Из недавних — песни на стихи Бориса Рыжего, одного из талантливейших современных поэтов, трагически ушедшего из жизни в возрасте 26 лет. Музыка С.Никитина использована в спектакле «Рыжий», поставленного в Московском театре «Мастерская П.Н.Фоменко» в 2010 г.

В воспетом Сергеем Никитиным и Дмитрием Сухаревым (автором стихов) поселке Бричмулла под Ташкентом есть музей, посвященный знаменитой одноименной песне. Во время посещения авторами песни музея в 2007 году, их встречали, без преувеличения, как национальных героев, всем посёлком исполняя «сладострастную отраву, золотую Бричмуллу» чуть ли не как как национальный гимн.

Мелодия песни «Под музыку Вивальди» Сергея Никитина и Виктора Берковского (учёного, композитора и барда) — единственная русская и советская музыка, вошедшая в репертуар знаменитого оркестра Поля Мориа. Удостоиться такой чести — предел мечтаний любого советского (и не только) композитора. Принимая же во внимание, что Никитин и Берковский не состояли в Союзе композиторов, легко можно себе представить, какой в ту пору имело резонанс в музыкальной среде это из ряда вон выходящее событие.

Музыка Сергея Никитина к фильму «Москва слезам не верит» во многом способствовала в получении создателями картины в 1981 г. в США премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм года на иностранном языке». Забавные факты: песню «Александра» по некоторым современным радиостанциям иногда объявляют как «саундтрек из блокбастера «Москва слезам не верит», а музыка из песни использована в рекламе майонеза «Мечта хозяйки».

В Великобритании в 2002 г. компания World Music Network выпустила CD, где представлены самые известные исполнители российской эстрады: Клавдия Шульженко, Алла Пугачева, Владимир Высоцкий, группа «Машины времени» и многие другие. Примечательно, что из репертуара Татьяны и Сергея Никитиных на диск выбрана не одна, а две песни на стихи Дмитрия Сухарева — «Бричмулла» и «Прощание с Парижем». Кроме того, музыка из кинофильма «Москва слезам не верит» была записана на CD в Японии.

Были ли у композитора Сергея Никитина творческие неудачи? Наверняка были, ведь без мук и поражений — какое же это творчество? Но вопрос не в этом. Гораздо важнее, насколько объективно сам создатель оценивает результат своих проб и исканий. Сергей Никитин всегда был первым критиком для своих работ: например, он твёрдо отказался от исполнения песни «Свеча» на стихи Б.Пастернака, сочтя её музыкально несостоятельной.

Голос Сергея Никитина довольно активно эксплуатировался в советских фильмах. Достаточно вспомнить, что им «пел» Женя Лукашин, главный герой в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», при этом в титрах ни Сергей Никитин, ни Алла Пугачева, певшая за главную героиню Надю, упомянуты не были. В фильме Александра Володина «Пять вечеров» голосом Сергея Никитина герой Станислава Любшина исполняет песню Юлия Кима «Губы окаянные».
В фильме 1983 года «Али-Баба и сорок разбойников», музыку к которому написали В.Берковский и С.Никитин, после слов «сим-сим, откройся!» раздается рычащий звук в исполнении самого Сергея Никитина, умеющего прекрасно свистеть и изображать голосом звучание различных музыкальных инструментов. Помимо гитары С.Никитин немного играет на фортепиано и губной гармошке. При подготовке записи «Али-Бабы и 40 разбойников» Сергей Никитин был педагогом по вокалу для ведущих советских артистов, занятых в фильме: Олега Табакова, Сергея Юрского, Армена Джигарханяна и других. Татьяна Никитина тоже приняла участие в подготовке сказки, выступив экспертом по востоку: она родилась и закончила школу в Душанбе.
Татьяна Никитина — нежная, лиричная, женственная и в то же время страстная, решительная, умная — прекрасная половина дуэта, благодаря которой, возможно, и произошло великое «примирение» физиков и лириков. Впрочем, оба исполнителя настолько самобытны, гармоничны и достойны друг друга, что любые их творческие достижения могут быть оценены только как результат совместного колоссального труда.

Татьяна и Сергей Никитины выступали на многих знаменитых площадках, в том числе на фестивале в Сан-Ремо (Италия), в парижском концертном зале "Одеон" — совместно с Юлием Кимом и Вероникой Долиной (1988), на фестивале в американском Вудстоке с Питом Сигером (1994). Самая большая площадка, на которой выступал дуэт — стадион в Лужниках в Москве, вмещающий около 12500 зрителей.

Гастрольные концерты Никитиных за рубежом в основном проводятся в среде русских эмигрантов, причём зал заполняется публикой буквально всех возрастов — когда рядом с молодыми родителями, держащими на руках младенцев, сидят глубокие старики. Послушать Никитиных приходят и иностранцы — новые родственники, друзья, знакомые русских слушателей, которые, даже не понимая слов, таким образом приобщаются к прекрасной музыке. Германия, Франция, Израиль, Канада, Австралия и многие другие страны принимают Сергея и Татьяну у себя в гостях. Ну а самые регулярные зарубежные гастроли проходят в США, где дуэт традиционно выступает два раза в год, весной и осенью. В этом есть и некоторый семейный интерес: сын Никитиных, Александр, с 1990 г. проживает в США, преподаёт языки и литературу в Стэнфордском университете. Женат на американке Мэри Бэт, которую Никитины-старшие в шутку называют «дочерью в законе». Она органично вписывается в музыкальную семью, умея хорошо петь и играть на флейте. А Александр поёт с детства: до 15 лет с родителями, а затем самостоятельно. Вот что он рассказывает о себе: « На гитаре учился сам, глядя на своего батюшку Сергея Никитина, слушая и имитируя Джо Пасса, Лагрена и других».
У Никитиных в США подрастают двое внуков — Наташа и Даня.

В январе 2013 года Сергей Никитин отказался участвовать в юбилейном концерте к 60-летию знаменитого музыканта, альтиста и дирижера Юрия Башмета из-за разногласий с юбиляром по поводу принятого Госдумой РФ закона «Димы Яковлева», запрещающего гражданам США усыновлять российских детей. Он выступил категорически против этого закона.

Одна из самых драматичных и выразительных песен дуэта на стихи Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц «Переведи меня через майдан» спустя 30 лет после написания была выбрана гимном украинского сопротивления. А написана она была в 1980 г. и посвящена памяти Владимира Высоцкого.

Любимый праздник Татьяны и Сергея Никитиных — это Новый год. Это связано еще и с тем, что 31 декабря — день рождения Татьяны. Сергей же родился в Международный женский день 8 марта, а сын Александр — 13 января, в Старый Новый год. Вот такая удивительная семья, в которой каждый участник трио родился в праздничный день.

Как известно, Сергей Никитин не только прекрасный композитор и музыкант, но еще и отличный кулинар. Его кулинарный талант начал проявляться уже в студенческие годы, когда он изобрёл соус под названием «Студенческий» — смесь майонеза и томатного кетчупа.
Великий артист Зиновий Гердт называл Сергея Никитина «мастером художественного плова». Предлагаем вашему вниманию рецепт таджикского плова от Сергея Никитина (взят из открытого ресурса в интернете):

Для приготовления нам понадобятся:

- баранина 1 кг.;

- круглый рис 1 кг.;

- морковь 1 кг.;

- лук репчатый 2 шт. (можно и больше);

- чеснок 5 головок;

- масло растительное;

- вода;

- барбарис черный;

- зира, щепотка;

- перец молотый красный;

- перец молотый черный;

- куркума;

- шафран;

- соль.

Для нашего плова необходима предварительная подготовка — барбарис заливаем кипятком, чтобы он разбух. Головки чеснока следует промыть неочищенными.

Промываем мясо. Если оно с жирком, срезаем часть на шкварки. Оставшуюся баранину нарезаем крупными кусками (в этом секрет сочности).

Очищаем лук и морковь. Лук нарезаем полукольцами, морковь – соломкой. В казан наливаем растительное масло (от души!) и нагреваем до кипения. Если есть, жарим шкварочки, добавляем щепочку зиры и выкладываем лук. Когда лук приобретёт золотистый цвет, достаем его из казана. Там же обжариваем 1/3 морковки. Достаём, когда она немного подвянет. После этого отправляем в казан мясо. Как только мясо зарумянится, возвращаем в казан лук и морковь, добавляем воды, соль, пряности и тушим.

Через 20-30 минут в казан выкладываем головки чеснока, затем оставшуюся морковь, на неё – промытый рис, заливаем сверху водой (на палец выше риса), добавляем соль и варим на большом огне.

Рис должен свариться до полуготовности (вода при этом останется только под ним), после чего его необходимо сложить горкой, с помощью тонкой деревянной палочки сделать несколько отверстий в центре и по бокам для выхода пара.

Казан следует плотно закрыть крышкой и на минимальном огне довести плов до готовности. На это уйдет 15-20 минут. Плов готов.

Приятного аппетита!

При подготовке статьи частично использованы материалы дипломной работы "Авторская песня в творчестве Сергея Никитина" выпускника факультета музыки РГПУ имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург) Михаила Черницы.

Публикация в еженедельной газете "Место Встречи Монреаль" от 06.10.2017. Вып.39(919)