/ Статьи

"Нет лет", или хорошо быть молодым

Намеченную встречу с Никитиными ждали многие русскоговорящие жители Монреаля. Четыре поколения слушателей, не только знакомых с творчеством Татьяны и Сергея, но и готовых сходу перечислить названия любимых песен, напеть мелодию, процитировать стихотворную строфу — это, несомненно, серьёзный показатель исполнительского уровня.
Пятьдесят лет на эстраде, оставаясь одинаково популярными и в советский период, и в перестройку, и в нынешние времена засилия «одноразовой», ничем не питающей душу музыки, — всё это говорит о высочайшем качестве работы композитора Сергея Никитина и о безупречности в выборе текстов авторов, чьи имена уже вошли в классику русской поэзии.
Таким образом, название состоявшегося в Монреале 29 октября концерта — «Нет лет» — безошибочно указывает на суть такого заметного явления в русскоязычной песенной культуре как дуэт Никитиных: у хорошей песни в хорошем исполнении нет возраста, и чуткий зритель находит и будет находить в ней отражение самого себя и своей душевной молодости.

На этот раз артисты порадовали зрителей тем, что выступали не дуэтом, а трио. Вероятно, не каждому известно о том, что время от времени вместе с родителями выступает их сын, Александр Никитин. Причём не просто подыгрывая и подпевая, а виртуозно владея гитарой и исполняя отдельные песни соло. Вот такой плотности концентрация талантов в семье Никитиных — на все сто процентов.
Неудивительно, что артистам был обеспечен полный аншлаг, и что два с лишним часа пролетели гораздо быстрее, чем хотелось бы.

Уникальным концерт был не только потому, что Никитины выступили в «расширенном» составе, но и потому, что были исполнены относительно новые песни, знакомые более узкому кругу знатоков. Дело в том, что Никитины принимают активное участие в театральной жизни Москвы. В частности, спектакль «Рыжий» поставленный на сцене московского театра «Мастерская П.Н.Фоменко» и посвящённый памяти поэта Бориса Рыжего, был рождён под впечатлением, которое произвели на коллектив театра песни С.Никитина. Размышляя над спецификой появления спектакля именно в такой последовательности — когда песни предшествуют постановке — на первый взгляд можно удивиться неожиданной гармонии в сочетании творческой составляющей поэзии Рыжего и жанром, в котором работает композитор Никитин. Парадоксальность заключается в том, что Борис Рыжий — это поэт, без преувеличения, брутальный. Его тексты — это жёсткость «промышленной зоны»; его герой — екатеринбургский пацан 90-х, не выбирающий лексики и общающийся с урками, пропойцами, наркоманами и ментами. Да-да, именно так. В чём же тогда ценность его стихов? А в том, что они явились зеркальным отражением смутных 90-х, когда ставка делалась не на надуманность и вычурность (в том числе и языковую), но, как отмечает поэт и прозаик С.Гандлевский, на «душераздирающий и самоистребительный образ жизни». И кроме того, безусловная ценность заключается в том, что Рыжий писал невероятно талантливо. К сожалению, он очень рано ушёл из жизни, в возрасте 26 лет, оставив в русской литературе наследие эпохального масштаба.
407850a0653c7d545a6f67a3a3d45ab7
Тут мы приближаемся к важному: как композитору Сергею Никитину, автору по большей части оптимистичных песен, написанных под девизом «хорошо быть молодым», как же ему удалось переключить тональность и «сыграть на понижение»? Одним из ответов может быть то, что оба — и Рыжий, и Никитин — выраженные антагонисты тусовки, говорящие своими собственными словами, в своей исключительной манере. И при этом всегда говорящие о любви. Любви обычного человека к этому миру, неминуемо приводящей к гибели (в случае Рыжего) или благословляющей душу на вечную молодость (в случае Никитина). И вот из такой сложносоставной вводной и получились новые песни Сергея Никитина, дающие нам возможность услышать «другого» Никитина, чуть более резкого, но не выходящего за рамки своего жанра, а лишь аккуратно расширяющего собственные возможности.

Во время встречи со зрителем артисты рассказали, что сейчас работают над спектаклем (имени театра не было названо), в основу которого легла повесть замечательного советского и российского писателя Юрия Коваля «Самая быстрая лодка в мире». Кто читал Коваля, наверняка помнит доведённую до лёгкого абсурда тему «бамбука» в этой повести ( «Ищущие бамбук следуют за мной», — повторял я про себя. В первой половине этой фразы чувствовался художник, а уже во второй — милиционер».) Так вот, на своём концерте трио Никитиных исполнило новую песню под названием «Бамбук» — очень смешную и очень задорную.

Что же касается Никитинской классики, то на концерте было исполнено немало «культовых» песен. Первой прозвучавшей песней была знаменитая «Александра», отдельные куплеты которой артисты спели на французском и английском языках, продемонстрировав свою симпатию (и политкорректность) к Канаде. А Александр Никитин исполнил целиком песню на французском языке, чем приятно удивил франкоговорящих слушателей.

Во время выступления, само собой, звучали воспоминания о поэтах, композиторах, артистах, с которыми дружат или были дружны Никитины. Многие уже ушли из жизни, но остались в памяти не только как соратники по «творческому цеху», но и как добрые, отзывчивые, смешные, ранимые и бесконечно жизнерадостные люди. Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Эльдар Рязанов, Юнна Мориц, Юрий Коваль, Юлий Ким — имена, навеки вошедшие в историю советской и российской культуры. И все они — близкие друзья Татьяны и Сергея.

Очень тепло и трогательно Никитины вспоминали о Зиновии Гердте. То, что Зиновий Ефимович был наделён искромётным чувством юмора, известно многим (особенно тем, кто читал сборник воспоминаний об актёре под названием «Зяма — это же Гердт!»).
Два случая из их личного общения с Гердтом рассказала Татьяна Никитина. Первый смешной, второй, скорее, поучительный.

История первая: у Зиновия Гердта была удивительная тёща, Татьяна Шустова, которую по-домашнему называли Шуня. Происходила она из рода тех самых Шустовых, чьё семейное предприятие «Шустовъ и сыновья» поставляло алкогольную продукцию к царскому столу в конце XIX века. Была Шуня воспитанна безупречно, интеллигентна, добра, но при этом совершенно, ну напрочь, лишена чувства юмора. Потому что, как поясняет Татьяна, была сущим ангелом, а кто-нибудь разве встречал хохмящих ангелов? Другое дело, что тёща без чувства юмора у Зиновия Гердта, который шутил так, что стол трясся и вино проливалось, — это нечто малосовместимое и явно курьёзное.
Однажды, когда в доме собрались гости, Зиновий Ефимович рассказал анекдот такого содержания: в аптеке мужчина просит продать 10 грамм цианистого калия, и фармацевт тут же спрашивает, есть ли у него рецепт. А тот говорит, дескать, нет рецепта, но есть фотография тёщи. Ну все посмеялись и забыли, одна Шуня распереживалась не на шутку и сделалась невероятно печальной. Гердт с тревогой спрашивает: «Шуня, дорогая, что с тобой? Что не так?». А Шуня ему: «Вот какая же страшная у того мужчины из аптеки тёща была, что он даже решил жизнь самоубийством покончить!». На что он ей и говорит: «Да нет же, ничего он такого не хотел! Это он сам решил её отравить!». А Шуня ему удивлённо: «Да? А что же он в таком случае рецепта не принёс?»

История вторая: при прощании Зяма (так они его звали) подавал пальто не только Татьяне, но и Сергею, чем вводил их в сильное замешательство. Однажды, заметив их реакцию, он сказал: «Помните, только лакеи и дети лакеев не подают пальто. А мы должны помогать друг другу».

Было много во время концерта и весёлого и грустного, но весёлого всё же больше. Сергей Яковлевич даже сумел «подловить» слушателей и заставил посмеяться над собственной невнимательностью. Произошло это таким образом: он предложил всем вместе спеть любимую песню из кинофильма «Белое солнце пустыни» на слова Булата Окуджавы. На это предложение зал радостно откликнулся и затянул единодушно: «Ваше бла-а-а-ародие, госпожа удача…». А Сергей Яковлевич и говорит: «Всё-таки неисправимый оптимист русский человек», после чего исполняет текст в правильной последовательности. И тут оказывается, что «госпожа удача» появляется только в третьем куплете. Во втором — «чужбина», а в первом —«разлука». Есть там и четвёртый куплет, заключительный. В нём поётся про «госпожу победу».

С уверенностью можно сказать, что в тот вечер Татьяна, Сергей и Александр Никитин искренне и щедро делились со зрителями своим самобытным и навсегда молодым творчеством. Эмоции благополучно перетекали от разлуки и чужбины до удачи, заканчиваясь неминуемой победой.

Публикация в еженедельной газете "Место Встречи Монреаль" от 03.11.2017. Вып.43(923)