Про Блондинку и китайский пирог
В квебекском юмористическом шоу La Petite Vie ("Маленькая жизнь"), сценарно построенном в жанре “комедия положений”, есть героиня по имени Тереза, которая забавляет телезрителей тем, что никак не может толком уяснить как же всё-таки печь le pâté chinois ("китайский пирог")
Сам факт появления блюда с таким названием во франкоязычной части Канады, где лидирует гастрономическая классика в виде багетов с сыром и вином, равно как и традиционный кленовый сироп, не может не заинтриговать. И вот вопрос: что же такого китайского в пироге, который на самом деле есть обыкновенная картофельная запеканка с мясным фаршем и баночной пюрированной кукурузой? Ответ имеет предысторию, довольно далёкую от вопросов национальной кухни.
Согласно одной из версий, в конце XIX века на строительстве североамериканской трансконтинентальной железной дороги было задействовано множество вновь прибывших иммигрантов из Азии, преимущественно из Китая. Зарплата выплачивалась скудная, и чтобы принести в семью хоть немного денег, рабочие экономили на питании, а самыми дешёвыми продуктами на тот момент были те самые уже упомянутые картофель, говядина и кукуруза. Китайцы, более приспособленные к режиму жёсткой экономии, придумали такую трёхингредиентную запеканку — лёгкую в приготовлении, сытную и малобюджетную. Квебекцы назвали её — теперь уже по понятным причинам — “китайский пирог” и в качестве “трофея” доставили рецепт в семьи, надеясь тем самым хоть в какой-то мере облегчить решение первостепенного вопроса: как жить и выживать? Показатели смертности на тот момент, включая и детскую, и от голода, были очень высокими. Таким образом, китайский пирог стал в каком-то смысле символом надежды на спасение.
Последующий виток истории, увы, был не менее мрачным: в провинции произошла промышленная революция, во время которой терявшее рабочие места мужское население отправлялось на заработки в соседний штат Мэн. И что же они в первую очередь везли туда с собой? Это был, понятное дело, рецепт китайского пирога, которым и кормились изо дня в день. Такое монопитание позволяло рассчитывать на экономию средств и возвращение домой не с пустыми руками.
В современном Квебеке о китайском пироге не знает разве что только приезжий. Рецепт со временем усложнился и стал более рафинированным: теперь в пирог добавляют и помидоры, и пармезан, и перец чили, да чего только не добавляют! Но базовый рецепт, тот самый, трёхкомпонентный, надёжно закрепился в памяти поколений. А что если внезапно сократятся доходы? Или же ненароком нагрянет родня и нужно будет срочно готовить ужин? Теперь, пожалуй, это блюдо не ассоциируется напрямую с нуждой, но совершенно определённо выступает в качестве кулинарного запасного варианта на все случаи жизни, практически гарантируя выход из напряжённой ситуации.
Ну а теперь самое время вспомнить об упомянутой в начале Терезе. В современной балаганной культуре — а именно к ней можно отнести разнообразные юмористический шоу, которые есть везде, за исключением разве что Северной Кореи — среди персонажей потешного ряда обязательно есть Блондинка, олицетворяющая собой глупость во всём, кроме удивительного мастерства управлять кошельками мужчин, которые могут быть даже и вполне разумными, но только не с ней, не с плутоватой Блондинкой. Тереза в Квебеке и есть та самая Блондинка, наделённая острым чутьём источников собственной выгоды, при этом совершенно беспомощная в бытовых вопросах. Но поскольку зритель нуждается в повторяющемся мотиве для закрепления характеристики персонажа, то именно этой цели служит хрестоматийный китайский пирог, приготовить который и школьник сумеет. Да хоть бы и дошкольник, но только не Тереза: то она вместо картофельного пюре положит картошины целиком, то приготовленные ингредиенты выложит не слоями, а рядком, то подаст “готовое” блюдо, забыв предварительно поставить его в духовку. Квебецы заливисто смеются: беспокоиться за пирог бестолковой Терезы не стоит — в случае лишений её всем миром спасут, отрезав по ломтику от каждого китайского пирога.
А их, тех пирогов, будет достаточно — на всех хватит.
Публикация в еженедельной газете "Место Встречи Монреаль" от 10.02.2017. Вып.6(886)
Subscribe to Погрешности в житейском
Get the latest posts delivered right to your inbox