/ Кинорецензии

"Призрачная нить", 2017 г. Коварство и любовь.

Фильм американского режиссёра Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить» можно с уверенностью назвать одним из самых нарядных фильмов, увиденных зрителем в 2018 году. Он сделан не просто со вкусом, а благородно, изысканно, аристократично.

Драматическая история разворачивается в Лондоне 50-х годов. Модельер Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) в партнёрстве со своей сестрой Сирил (Лесли Мэнвилл) возглавляет модный дом, где одеваются дамы не только из высшего света, но даже из королевских семей. Вудкок создаёт эскизы женских платьев, каждое из которых в дальнейшем становится уникальным, соответствуя образу хозяйки.

Вудкок — гений своего дела, а это значит, что всё вокруг подчиняется его распорядку жизни, жёстким требованиям, многочисленным капризам.

Однажды он находит свою музу, идеальную модель, которая вначале служит ему источником вдохновения, а затем становится его помощницей и женой. Её зовут Алма (Вики Крипс), до встречи с именитым кутюрье она работает официанткой в ресторане. Не факт, что она надолго задержалась бы в жизни Вудкока (музы, как известно, быстро надоедают), если бы не её маниакальная задумка: она должна любой ценой находиться рядом с ним и стать нужной до такой степени, чтобы он зависел от неё, как дитя зависит от матери. Даже если эта зависимость приведёт к разрушению личности и профессиональной деформации творческого человека.

Властные женщины в жизни незаурядных мужчин — самозабвенно любящие, преданные, а также расчётливые, манипулирующие слабостями творца, — тема не новая. Однако, в «Призрачной нити» зрителя подстерегает весьма необычный сценарный ход. Заключается он в том, каким именно способом героиня решит воспользоваться, чтобы «захомутать» любимого мужчину, завладеть его сердцем и парализовать волю. Наверное, того же хотела и героиня Кэти Бэйтс в фильме «Мизери», с той только разницей, что Алма не психопатка, а здравомыслящая женщина, способная математически рассчитать дозу насилия — чтобы не до смерти, а просто до искреннего признания в любви (интрига ещё та!).

Режиссёр неустанно демонстрирует своих героев в разных ракурсах и состояниях: в какой-то сцене зритель сопереживает Алме и ненавидит Вудкока за домашнюю тиранию, а в другой, глядишь, герои уже поменялись местами, и вероломство Алмы вызывает гнев, а беспомощность Вудкока — сострадание.

Так кто же из них жертва, и есть ли жертва вообще? Ответа не стоит ждать. Недаром Андерсон выстраивает финал открытым, как бы оторванным от сюжета. Окончание фильма больше напоминает набросок того, что с героями то ли случилось, то ли могло случиться.

Стоит обратить внимание на предфинальный эпизод, непосредственно завершающий сюжетную линию истории, когда герои пристально смотрят друг на друга. Это выразительное, растянутое во времени молчание свидетельствует об их бесконечной (вариант: безнадёжной) близости. Сознательно или подсознательно, но они выбрали быть вместе, осчастливленными или наказанными любовью.

Дэниэл Дэй-Льюис в роли Вудкока безупречен. Начать с того, что он красив той классической мужской красотой, которая сразу снимает вопрос, почему женщины роятся вокруг него. Красавец, холостяк, не гей, да к тому же создающий фантастической красоты платья — у какой женщины не пойдёт кругом голова? Однако, особенную ценность представляет то, что актёру удалось продемонстрировать полную гамму биполярного состояния героя: от вдохновенной, сосредоточенной работы вплоть до выгорания и погружения в депрессивно-заторможенное состояние. При этом он ровно держит планку харизматичности гения. Он остаётся чертовски привлекательным даже в те моменты, когда откровенно демонстрирует повадки деспота или же рассказывает (другой женщине!) о своей духовной связи с матерью, которой давно уже нет в живых. Он в точности соответствует образу неординарного человека, в чьей голове разместилось целое полчище тараканов, но обаянию которого нет сил противостоять.

Что касается женской роли, то Вики Крипс в роли Алмы значительно проигрывает своему партнёру. К сожалению, не сложилось впечатления, что Пигмалион вылепил свою Галатею. Она как была простушкой — чуть нескладной, улыбчивой, при этом по-провинциальному упорной, последовательно-несокрушимой — такой и осталась до конца. Досадным образом этот персонаж не эволюционировал: она не стала ни лучше, ни хуже, ни умнее, ни злее чем в начале. То, что она ставит перед собой сверхзадачу и выполняет её, никоим образом не отражается на ней самой. Её персональная составляющая подобна мухе, застывшей в янтаре.

Интерьеры, костюмы, грим — всё в фильме на высоком уровне. Музыка композитора Джонни Гринвуда (к слову, гитариста знаменитой британской группы Radiohead) способствует погружению в мир красоты и шуршащих нарядов. Впрочем, она может показаться навязчивой зрителю, не терпящему фоновой музыки во время диалогов.

Если говорить об отличии картины «Призрачная нить» от других любовных драм, то, она заключается, пожалуй, в том, что создатель фильма намеренно игнорирует оценку путей и средств, которые люди выбирают в любви. Причём не только для того, чтобы получить любовь, но и для того, чтобы стать слугой во имя любви. Коварство и любовь в данном случае не исключают друг друга, а вполне органично сосуществуют. Бывает, оказывается, и так.