Роман В.Медведева "Заххок", лауреат "Русского Букера" 2017

Заххок by Владимир Медведев

My rating: 5 of 5 stars


Если в поле верблюд хлопок съест, то в городе ткачу ухо отрежут
(Tаджикская пословица)



Кто из русских знает историю гражданской войны 1992-1997 гг. в Таджикистане? Кроме участников и заинтересованных лиц, разумеется. И насколько много об этой войне расскажут русским молчаливые работящие таджики, приехавшие в Москву и другие крупные города на тяжкие заработки — делать то, что россияне не согласны делать за совсем малые деньги?

В романе Владимира Медведева подробно рассказано о трагедии, случившейся в экс-советской республике. Из рассказа мы узнаём, что причин у войны было множество, но сам автор выделяет две определяющие: распад СССР и, как следствие, междоусобная борьба местных бандитов за долю в наркотрафике из Афганистана.

Повествование ведётся от лица нескольких персонажей, у каждого свой голос и своя хроника событий. Как такового главного героя нет, автор предоставляет читателю право выбора на основании собственных симпатий. Скорее всего, это будет Даврон — советский офицер, прошедший Афган, которого побаиваются даже полевые командиры. При этом нельзя сказать, что автор его романтизирует. Да, у Даврона есть принципы, он последователен и честен, но при этом не Робин Гуд. Он совершенно чётко знает свой физический и моральный лимит: если можно решить ситуацию — решаем и спасаем, нельзя — в полымя не бросаемся и уходим. Вернёмся, если обстоятельства сложатся в нашу пользу. Автор не единожды подчёркивает, что у Даврона есть своё представление об устройстве мира. В частности, он убеждён, что всё начинает крушиться и гибнуть, как только "ослабевает стабильность человеческой природы", то есть когда нарушается порядок.

Женские персонажи (русские) в романе проработаны в деталях. Женщины у Медведева — отчаянные и бесстрашные. Можно схватить врага? Находят первое попавшееся оружие и хватают. Не хотят идти под венец с мерзавцем, выбравшим их просто потому, что вожжа попала под хвост? Значит, убьют его или сожгут себя, как на протяжении веков делают таджикские девушки, которых выдают замуж против воли.
В чём-то героини в романе "Заххок" напоминают женщин из произведений Шолохова, несмотря на несовместимый исторический и национальный контекст. Наверно тем, что полноценно живут, воюют, умирают наравне с мужчинами. Не имея ни права голоса, ни свободы выбора и при этом умудряясь неутомимо крушить устои и стереотипы.

Композиционно роман закольцован на рассказе Андрея, сына таджика и русской. Роман начинается с рассказа об убийстве отца Андрея при невыясненных обстоятельствах — о них читатель, кстати, так толком и ничего и не узнает до самого конца. Завершается же книга монологом Андрея на могиле отца, где он признаётся, что он по-прежнему боится (а он ведь к тому времени прошёл через всякое страшное). Андрей понимает, что отсюда его семья вряд ли сможет выбраться и что впереди её ждут новые бедствия. На незаконченности войны автор делает акцент и останавливает повествование.

Финал может несколько разочаровать, потому что автор отказывается удовлетворить читательское любопытство. Женится ли Даврон на Зарине? Найдёт ли Даврон обещанное ему золото? Почему Олег умирает, так и не сумев рассказать Даврону, кто спас его ребёнком? А что случилось с этим гаденьким старикашкой суфийским шейхом Эшоном Ваххобом ( в прошлом кандидатом философских наук Академии наук Таджикской ССР), мстящим всему миру за то, что не осмелился пойти против воли отца и потерял любимую жену, наделённую прогрессивным мышлением?

Автор намеренно не доводит множественные сюжетные линии до точки, потому что это не соответствовало бы реальной картине. Человеческие истории не могут быть рассказаны до конца, пока не прекращена война. И автор не может знать, как сложится жизнь того или иного персонажа в условиях перманентной борьбы за выживание.

Безусловно, роман "Заххок" Владимира Медведева — один из лучших русскоязычных романов, написанных с момента распада СССР. Вдумчивый, логичный, при этом остросюжетный и окрашенный в национальный колорит — всё говорит за то, что это стоящая литература.