"Вегетарианка", Хан Ган

Вегетарианка by Han Kang

My rating: 3 of 5 stars


Самое противное слово в литературной рецензии — это "послевкусие". И именно его придётся пришпилить к книге "Вегетарианка" (в первый и последний раз, надеюсь).
Закрываешь книгу — и вот оно, послевкусие. Как будто забрёл ты в лесопарковую зону... только начал любоваться деревьями, цветами и прочей природной курчавостью — и тут тебя неожиданно вырвало. То есть на самом деле тебя подташнивало ещё на подступах к лесу, но ты этого не замечал, предпочитая думать о красках и благоухании.

В романе несколько рассказчиков, каждый из них потерян и надёжно прихлопнут навалившимися чудовищными обстоятельствами. И каждый в своём ракурсе видит сумасшествие внезапно ставшей вегетарианкой Енхе (стержнеобразующий персонаж). Кстати, тема вегетарианства, являющаяся лишь вспомогательной по отношению к более обширной теме "друидомании"(условное название, за которым маячат разнообразные прорастания в мозг), вводится посредством нескольких кошмарных снов героини. Эта часть повествования — а на неё сделан серьёзный акцент — выглядит неубедительно. Связь между снами и вышвыриванием мяса из холодильника (вслед за тем и из жизни) не имеет достаточного подкрепления в тексте. Хотя сны такие страшные-страшные, казалось бы. А считывается просто как не самый оригинальный литературный приём.

Вторая часть книги, "цветочная", наводит на мысль, что можно было бы, пожалуй, сделать из романа любопытное "кино не для всех". Но тогда пришлось бы отбросить кучу поднятых в произведении тем и оставить только душевную и физическую флористику. Чтобы было эстетично и арт-хаусно.
И такое кино стало бы подменой роману, потому что автору в довольно малое по объёму произведение удалось вместить с добрый десяток социальных, личностных, межличностных — всяких вперемешку — проблем. Правда, все они раскрыты лишь отчасти, хотя додумать их не составляет труда. Но додумывать, ей богу, скучно. Харрасмент и прочие повальные беды современного общества обсуждаются на каждом печатном шагу, а рассказать об этом сильнее, чем получилось у Ханьи Янагихары (неважно, что сказ у неё всё больше про мальчиков)— для этого нужно быть большим мастером. И это пока не уровень писательницы Хан Ган.

Финал книги приводит к общему знаменателю страдания обеих сестёр и символически забрасывает их в самую что ни на есть чистоту и благодать — в лес. К этому всё и шло, конечно, но получилось скомкано, без должного "ууух".

Сопереживать героям было трудно, хотя надо бы. Ну, пожалуй что, только той сестре, у которой маленький сын, но сопереживание такое... лайт, не щемящее. Скорее потому, что она уж совсем-совсем несчастна в своём реальном мире и пока (в отличие от другой) не в отключке.

Впрочем, знание о том, что в Южной Корее есть литература (а не только электроника, косметика и олимпиада) — отнюдь не лишнее. И проблемы у корейцев практически те же, что и во всём мире, за минусом культурной специфики. Там есть даже психиатрические больницы, где лечат от анорексии, алкоголизма и гипомании. А довелось ли бы об этом узнать без романа "Вегетарианка"?