"Охотник на оленей", 1978 г. Стрелять так стрелять один раз.

Кинофильм «Охотник на оленей» (The Deer Hunter), снятый в 1978 году режиссёром Майклом  Чимино и ставший самой яркой его работой, справедливо признан одним из  наиболее значимых за всю историю американского кинематографа. Спустя год  после выхода на экран картина победила в пяти номинациях премии  «Оскар», включая номинацию за лучший фильм.

Жанр картины заявлен как военная драма, а событийная линия разбита на три части: до войны, во время войны и после вывода американских войск из Южного Вьетнама. Несмотря на прозрачность хронологии, затронутые в фильме темы выходят за рамки упомянутого периода в истории США. Создателей интересует, прежде всего, как одно случайное слепое действие может сломить или, наоборот, закалить человека в жесточайших условиях. Недаром сквозная метафора ленты — русская рулетка, хаотично распоряжающаяся чьей-то судьбой и финалом жизни.

Начало вполне безмятежно: в провинциальном городке в штате Пенсильвания три близких друга русского происхождения «отрываются» на славу. Сегодня вечером Стив (Джон Сэвидж), один из парней, женится, двое других — Михаил «Майкл» (Роберт Де Ниро) и Никанор «Ник» (Кристофер Уокен) — присутствуют на венчании в качестве шаферов. В понедельник же все трое уходят на войну.

Если закрыть глаза на то, что американский режиссёр итальянского происхождения на своё усмотрение перемешал традиции восточных и западных славян, добавив к ним румыно-венгерского танцевального задора, атмосфера праздника вполне понятна современному зрителю среднего возраста. Приблизительно так же бы выглядели проводы русского парня на войну, допустим, в Афганистан или Чечню, совпавшие со спешной вынужденной свадьбой. Примечательной точкой в фильме является утренняя охота на оленей после ночных свадебных буйств. Именно там Майкл принимает важное для себя решение: убить можно только с одного выстрела.

В следующей части три друга оказываются во Вьетнаме в разгар военных действий, где попадают в плен к вьетконговцам. Ополоумевшие партизаны содержат военнопленных в клетках вместе с крысами и забавляются тем, что делают ставки в русской рулетке, поочерёдно сажая пленных за стол. Каждый из троих друзей ведёт себя по-разному в условиях приближающейся гибели, и только Майклу приходит в голову, каким образом они могут избежать страшной участи. В этой части фильма проделана колоссальная совместная работа режиссёра и актёров по передаче внутреннего состояния человека, балансирующего на грани отчаяния, сумасшествия и животного страха смерти. Все три актёра — ныне безусловные звёзды мирового кинематографа, а на тот момент популярные артисты с разным уровнем успеха (у Де Ниро уже были награды за роли в картинах «Крёстный отец» и «Таксист») — виртуозно справились с задачей.

В финальной части картины действие вновь разворачивается в Пенсильвании, куда возвращается ветеран вьетнамской войны Майкл Вронский. Он одержим идеей разыскать своих товарищей, сведений о которых ничтожно мало. Ему удаётся найти Стивена в госпитале для ветеранов, где тот скрывается ото всех, будучи изувеченным физически и морально. Совсем другая история — разыскать Ника, оставшегося в Сайгоне пленником русской рулетки и получившего известность в притонах как «знаменитый американец». Опять звучит рефреном та же тема — одна пуля, случайный выбор судьбы. Получится ли у Майкла выполнить данное другу обещание вернуть его на родину, что бы ни произошло?

(Слева направо: режиссёр Майкл Чимино, актёр Роберт Де Ниро, актриса Мерил Стрип)

В картине «Охотник на оленей» прорисована ещё одна сильная сюжетная линия — женская. На роль Линды была приглашена на тот момент малоизвестная актриса Мерил Стрип, давшая согласие только потому, что была помолвлена с актёром Джоном Казале (в этом фильме это последняя роль актёра, поскольку тот уже был смертельно болен). Мастерство Стрип было отмечено именитыми кинокритиками, назвавшими её игру «сокрушительной». После этой роли её карьера начала стремительно набирать обороты, хотя актриса и не получила ни одной награды. В соответствии с сюжетом Линда — это девушка, оказавшаяся между двумя парнями, один из которых пообещал на ней жениться, а другой тайно в неё влюблён.

Любопытно, что вопрос выбора не стоит перед Линдой: она оказывается в условиях, когда длительное ожидание сменяется откровением, что война склонна глумиться над человеческими ценностями. Линия её судьбы тоже попадает в зависимость от щелчка невидимой рулетки. Молодая Мерил Стрип необычайно хороша в этой картине: лёгкая, почти хрустальная, с тонким иконописным лицом. Есть в её героине что-то от библейской женщины, инстинктивно знающей, как правильно поступить и чем пожертвовать во спасение.

Несмотря на то, что фильм получил огромное количество наград, реакция профессионалов была довольно жёсткой, но она относилась преимущественно к документальной составляющей сценария. Кинокритики и специалисты по военной истории нападали на Майкла Чимино за передёргивание фактов и за грубую выдумку: вьетконговцы не заставляли играть военнопленных в русскую рулетку. Во всяком случае нет ни одного достоверного подтверждения этому. А в 1979 году на Берлинском фестивале делегация СССР покинула зал, демонстрируя возмущение кинофильмом, порочащим репутацию вьетнамского народа. К советской примкнули — по понятным причинам — делегации и других стран соцлагеря.

Однако нашлись и критики, вставшие на защиту работы Майкла Чимино. Они всячески защищали право создателей на использование в художественном фильме тех образов и метафор, которые призваны объяснить авторскую позицию. Режиссёр не ставил перед собой цели рассказать миру правду о Вьетнамской войне и уж тем более выстроить сюжет в выверенном документальном и последовательно-временном порядке. Образ войны в картине есть отсутствие образа как такового. Война подобна русской рулетке: каким бы ожидаемым ни был результат, в любом случае всё происходит стремительно и совсем не так, как кому-то представлялось. При этом автор не осуждает и не поощряет военные действия — эта тема словно не подлежит анализу. А в финальной сцене собравшиеся за общим столом выжившие участники войны, а также их друзья и женщины, будут петь американский гимн, и в этом эпизоде нет ни иронии, ни подтекста. Граждане США вывешивают национальный флаг и поют национальный гимн по доброй воле — таков посыл режиссёра.

Так зачем смотреть этот фильм русскоязычному зрителю? Разумеется не потому, что персонажи условно русские, купол православной церкви в провинциальном американском городке мы увидим раз пять, а на шее героини Мерил Стрип золотой крестик будет поблёскивать в том числе и в момент исполнения гимна. Славянский фон показался Чимино привлекательным, вероятно, в качестве привязки к теме русской рулетки. Но этот налёт сусальности не должен отвлекать вдумчивого зрителя, потому что фильм «Охотник на оленей» — прежде всего, художественное отрицание любого необдуманного риска, влекущего за собой искалеченные жизни. Это рассказ об истинной маскулинности, о силе духа, заключающейся в том, чтобы в экстремальных ситуациях не ограничиваться спасением собственной шкуры. А также о том, что если научиться принимать чёткие решения, то пуля либо убьёт врага, либо прошьёт тебя самого, но при этом гарантированно спасёт от участи пасть жертвой своего или чужого безумия.


Публикация от 10.06.2019 г.: http://cinemaflood.com/the-deer-hunter-1978/#disqus_thread