"Платформа", 2019 г. Будет ли дно, когда падаешь сверху?
Фильм “Платформа” (El hoyo, 2019) испанского режиссёра Гальдер Гастелу-Уррутия примечателен, прежде всего, уникальностью сюжета и плотностью сценария.
Для тех, кто устал от кино из разряда “такое мне, кажется, уже не раз крутили”, это будет просто подарком — даже если картина и не войдёт в число фаворитов. Надо сразу оговориться, что у этой несомненно интересной работы с уклоном в арт-хаус есть определённая отталкивающая специфика.
Жанрово фильм являет собой комбинацию антиутопии и кровавого триллера с вплетением элементов притчи и иносказания. Но пугаться такого нагромождения не стоит: смотрится фильм легко, сюжетные повороты безостановочно интригуют.
Некий человек по имени Горен (Иван Массаге) попадает в экспериментально-карательное учреждение "Дыра", состоящее из множества уровней. Дыра существует буквально, она прорублена в центре конструкции. На каждом уровне находятся двое заключённых, назовём этих бедняг так. Основная проблема заведения — еда. Хитрость в том, что на самом верхнем уровне накрывается роскошный стол — один на всех. Он-то и есть центральный персонаж — Платформа, аккумулирующая всю энергию заведения. Платформа перемещается вниз, задерживаясь на каждом уровне на несколько минут. Тот, кто находится наверху, ест всё самое вкусное и вдоволь (точнее, сколько успеет). На средних уровнях люди хватают объедки, а до самых нижних, понятное дело, кроме пустых тарелок не доходит ничего.
В Дыру можно взять только один предмет. Горен выбирает книгу — “Дон Кихот”, в то время как его первый сосед по уровню (будут ещё двое) — нож “Самурай-Плюс”. Книгу можно прочесть, а потом сжевать в момент отчаяния. Ножом удобно делать зарубки на стене, а затем зарезать соседа и съесть его в минуту голодной конвульсии. Любой выбор может показаться удачным в определённых обстоятельствах.
На какие дикости способен человек ради еды, а если точнее, жратвы? Имеет ли смысл бунтовать и может ли возникнуть солидарность в условиях, когда так ничтожно коротко время, чтобы урвать свой кусок?
Одна из самых интересных идей фильма заключается в том, что все люди делятся на три группы. Те, что сверху; те, что снизу; и те, которые падают. А упасть можно только сверху, и это связано вовсе не с гравитацией. Просто наверху больше еды, а значит, больше времени на то, чтобы думать. И как тут не додуматься до самоубийства, если на расстоянии пары метров есть дыра, в которую так тянет прыгнуть?
Очень хорош в картине музыкальный ряд (Арансасу Кальеха), предельно точно задающий ритм самой истории и помогающий зрителю разглядеть и прочувствовать детали. А вот цветовое решение традиционное — серо-синие фоновые тона каменного колодца периодически сменяются кроваво-красным фильтром, подчеркивающим кошмар сновидений и дикость происходящего.
В фильме есть очевидная перегруженность идеями, многие из которых не находят развития в рамках сюжета. Например, некий сертификат, который полагается тем, кто “отмотал срок” и, не исключено, вышел на волю. Можно только догадываться, к чему авторы добавили эту мало о чём говорящую деталь. И вместе с тем, мрачные приключения Дон Кихота в пищевой преисподней любопытны и отнюдь не вторичны.
Много нареканий вызвал финал фильма, хотя он-то как раз понятен. Перефразируя классиков, даже самая аппетитная панна-кота не может быть важнее спасения ребёнка. Впрочем, эта часть тоже не разъяснена: а был ли мальчик, оказавшийся девочкой?